Дл

я непосвященного человека все самурайские мечи похожи друг на друга, как сиамские близнецы. На самом деле это далеко не так. В мире также невозможно найти два совершенно одинаковых меча, как два одинаковых узора капиллярных линий пальцев. Каждый меч - уникальное произведение искусства. Но даже, если не принимать во внимание все мельчайшие детали, отличающие один меч от другого, существует достаточное количество признаков, по которым можно разбить все мечи по нескольким основным группам.
Следует сказать, что единой классификации самурайских мечей не существует. Мечи, собранные в одной группе по одному признаку, могут оказаться в разных группах при классификации по другому признаку. Ниже приведены несколько основных классификаций самурайских мечей.
Классификация по длине
В средневековой Японии предметы измерялись мерой длины, называемой шаку. Шаку имел следующие части:
10 рин = 1 бу = 0.298 см
10 бу = 1 сун = 2.982 см
10 сун = 1 шаку == 29.825 см
Мечи не были исключением и также измерялись в шаку. По длине режущей кромки все мечи могут быть разделены на три группы.

1. Большой Меч (Дайто)

Дайто имеет длину режущей кромки более двух шаку (59.65 см). Для этой группы определена только минимальная длина. В древности не существовало строгих правил, ограничивающих максимальную длину Дайто. Те из читателей, кто видел фильм известного японского режиссера Акиры Курасавы «Семь самураев», наверное, помнят потрясающую длину меча одного из главных героев. Единственным ограничением была длина рук самурая и техника вытаскивания меча из ножен, которую он практиковал.
Большие мечи были наиболее сложны в изготовлении из-за того, что длинную режущую кромку было очень сложно закалить равномерно'. До наших дней сохранилось немало отличных Дайто.

2. Средний Меч (Вакизаши)

Минимальная длина вакизаши составляла один шаку, максимальная - два шаку. Обычно самураи носили два меча: Дайто и Вакизаши. Последний использовался в качестве вспомогательного оружия. Средневековые законы не позволяли людям не самурайского сословия носить два меча, а тот, который было разрешено носить, должен был быть не более двух шаку в длину.
К сожалению, в наши дни хорошие мечи этой длины большая редкость.

3. Короткий меч (Танто).

Танто имели длину менее одного шаку. Как и Вакизаши он был вспомогательным оружием. Кстати, бытует ошибочное мнение, что Танто это нож. На самом деле это самый настоящий меч. Благодаря своей малой длине Танто был излюбленным оружием самозащиты у женщин и торговцев, которым приходилось много путешествовать по далеко небезопасным дорогам Японии. Существует еще одно заблуждение, касающееся того, что Танто использовался исключительно для совершения харакири. Действительно, иногда он использовался для этого, но вообще для совершения обряда харакири существовал специальный нож.

Классификация по составным частям

Далеко не все владельцы самурайских мечей знают, из каких частей состоит меч. Еще меньше людей знает, как правильно называются эти части. Конечно, подобное незнание практически никак не отражается на технике владения мечом. Равно, как знание названий отдельных частей не означает овладение техникой фехтования. Тем не менее, мне не приходилось встречать ни одного серьезного мастера кендо или иайдо, который бы оставался в неведении относительно этого вопроса.
Самурайский меч - оружие очень простое и сложное одновременно. Грубо его можно разделить на лезвие и внешнюю отделку. Лезвие является основной и самой ценной частью меча. Несмотря на кажущуюся простоту, оно имеет сложную конструкцию.

1. Острие (Киссаки)

Одной из важнейших характеристик, по которым определяется качество лезвия, является качество острия. Оно представляет наибольшую сложность для ковки и шлифовки. Форма и рисунок линии закаливания на острие не всегда совпадают с формой и рисунком линии закаливания остальной части лезвия.

Все острия мечей могут быть классифицированы по трем признакам:

а) Классификация по геометрической форме.

Это наиболее простой вид классификации, имеющий только два типа (вне зависимости от размеров).

1) Фукура - Карреру (прямолинейное острие).
2) Фукура - Тсуку (изогнутое острие).

б) Классификация по размеру и форме.

1) Ко - Киссаки (маленькое острие).
2) Чи - Киссаки (среднее острие).
3) О - Киссаки (длинное острие).
4) Икари – О - Киссаки (длинное изогнутое острие).

в) Классификация по форме линии закаливания (боши).

Эта классификация имеет десять различных типов.
1) О - мару (большая дуга).
2) Ко - мару (малая дуга).
3) Дзиро (основная форма).
4) Яки - зуме (без захлеста).
5) Мидари - коми (волнистый).
6) Каеи (пламенный).
7) Ичи - маи (сплошное закаливание).
8) Каери - тсуюши (прямой захлест).
9) Каери - фукаши (большой захлест).
10) Каери - асаши (маленький захлест).

2. Кромка, отделяющая режущий край острия от режущего края лезвия, называется Екотэ.

3. Разделительная линия лезвия - Шиноги. Эта линия отделяет режущую кромку от остальной части лезвия. Однако на мечах, имеющих клинообразное сечение лезвия, линия Шиноги отсутствует.
Шиноги делятся на два типа в зависимости от высоты, на которой она располагается:
а) Шиноги - такаши (высокая линия).
б) Шиноги - хикуши (низкая линия).

4. Верхняя часть боковой поверхности лезвия – Шиноги - дзи.

Не существует каких-либо определенных канонов, определяющих ширину этой части клинка. Это определялось модой и углом заточки, используемым тем или иным кузнецом. Мечи ранних периодов чаще имеют широкую поверхность Шиноги-дзи, мечи более поздних периодов - более узкую.
Некоторые мечи имеют различную отделку на боковой поверхности лезвия: кровостоки (Хи), резьбу (Хоримоно), надписи (Бондзи или Кандзи).
а) Кровостоки. Продольные желобки различной длины принято называть кровостоками. Считается, что они служат для стекания крови при попадании клинка в тело противника. Действительно, кровь по ним стекает. Однако кузнецы изготавливали их вовсе не для этих целей, а для того, чтобы придать клинку дополнительную жесткость и облегчить его вес. Во избежании путаницы будем все же называть эти желобки кровостоками. Кровостоки могут быть классифицированы на восемь типов.
1) Бо - хи (широкий желобок).
2) Футасудзи - хи (два узких желобка).
3) Бо - хи ни тсуре - хи (широкий и узкий желобки).
4) Коши - хи (короткий желобок).
5) Гомабаши (два коротких желобка).
6) Шобу - хи (два желобка, сходящиеся на конце).
7) Куичигаи - хи (двойной прерывистый желобок, сходящийся на конце).
8) Нагината - хи (алебардный желобок).
Кровостоки 4-8 типов чаще всего встречаются на коротких мечах.

Окончания кровостоков также бывают различных типов и имеют свою классификацию.

1) Каки - тоши (сквозная проточка).
2) Каки - нагаши (половинная проточка).
3) Мару - домэ (округлый конец).
4) Каку - домэ (квадратный конец).
Первый и второй типы относятся к периоду Старого Меча и почти не встречаются на клинках более позднего времени.
Если проточка заходит за кромку екотэ, то она называется хисаки - агари; если она заканчивается, не доходя до этой кромки, то эта проточка типа хисаки - сагаи.

5. Линия по верхней боковой поверхности лезвия, оставшейся не проточенной, называется Чири. Она может располагаться только выше проточки (Рео - чири) или сверху и снизу проточки (Ката - чири).

6. Линия закаливания – Яки - ба.

Одной из конструктивных особенностей самурайских мечей является неравномерная закалка лезвия. Нижняя часть закалена сильнее, чем верхняя. Это наиболее твердая часть и при тщательной шлифовке она становится светлее верхней части клинка. В результате на поверхности появляется своеобразный рисунок. В современных имитационных мечах этот рисунок изготавливается с помощью специальной полировки и не имеет ничего общего с закалкой лезвия.
Без сомнения, линия закаливания представляет собой самую красивую часть лезвия, а качество закалки является одной из важнейших характеристик при оценке меча.
Если посмотреть на клинок самурайского меча, расположенного под углом к источнику света, то можно заметить узкую туманно- белую линию между закаленной и незакаленной поверхностями. Эта линия называется Ниои, и она всегда повторяет форму линии закаливания. Если поверхность хорошо отполирована, то обнаружить Ниои очень сложно.
Все узоры линии закаливания делятся на два типа - прямой и волнистый, и двадцать шесть видов. Практически невозможно описать все виды узоров линии закаливания, поэтому ниже даны только наиболее часто встречающиеся. Те из них, которые отмечены звез дочкой, встречаются только на клинках мечей периода Нового Меча:
1) Ито - сугуха или хосо - сугуха (узкая - прямая).
2) Чу - сугуха (средняя - прямая).
3) Хиро - сугуха (широкая - прямая).
4) Сугуха аши - ири (прямая с вертикальными черточками).
5) Сугуха гяку – аши - ири (прямая с наклонными черточками).
6) Сугуха чодзи – аши - ири (прямая с черточками Чодзи).
7) Сугуха гуномэ - аши - ири (прямая с зарубками Гуномэ).
8) Сугуха хотсуре (блуждающая прямая).
9) Нотаре (выпуклый).
10) Гуномэ (неправильный зигзаг).
11) Гуноме (правильный зигзаг).
12) Никогири - ба (пилообразный зигзаг).
13) Санбон - суги (трехпиковый зигзаг).
14) Мими - гата (ушеобразное).
15) Чодзи (цветок клевера).
16) Дзюка - чодзи (двойной цветок клевера).
17) Кавазу - чодзи (лягучаший вид цветка клевера).
18) Гяку чодзи (косой цветок клевера).
19) О - чодзи (большой цветок клевера).
20) Ко - чодзи (маленький цветок клевера).
21) Яхазу (ласточкин хвост).
22) Хако - мидаре (коробчатый вид).
23) Доран (вздымающиеся волны).
24) Сударе - ба (бамбуковый занавес).
25) Кику - суи (хризантема и река).
26) Хитатсура (полный).
Довольно часто перечисленные виды рисунков линии закаливания комбинировались между собой. Ни одни из них нельзя рассматривать как «визитную карточку» той или иной школы или кузнеца.

7. Верхняя поверхность тыльной стороны клинка - Муиэ.

Существует пять видов верхней поверхности тыльной стороны клинка. Чаще всего встречаются виды 1 и 2.
1) Мунэ - хикуши (низкий скос).
2) Мунэ - такаши (высокий скос).
3) Митсу - мунэ или шин - но - мунэ (двойной скос).
4) Мару - мунэ или каку - мунэ (округлая поверхность).
5) Хира - мунэ (плоская поверхность).
8. Кривизна лезвия - Сори.

Самурайские мечи имеют характерный изгиб. Кривизна лезвия измеряется по тыльной стороне клинка и подразделяется на большую и малую. В большинстве мечей точка наибольшей глубины изгиба располагается точно по центру клинка. Подобный вид клинка, как и ворота перед входом в синтоинский храм, называется тории. Некоторые школы, например. Старая Школа Бизен, специализировались на изготовлении клинков, имеющих наибольшую кривизну в точке, располагающейся немного ближе к рукоятке. Подобный вид клинка называется коши - зори или бизен - зори.

Внешняя отделка меча

Внешняя отделка меча включает в себя ножны, гарду, рукоятку и прочие аксессуары. Она может быть как совсем простой, так и с золотой и серебряной инкрустацией.

1) Ножны (Сайя). Чаще всего ножны изготавливались из дерева, хотя в XIX и XX веках изготавливали и из металла. Основное назначение ножен - предотвратить клинок от повреждений, а его владельца от порезов. Даже невзрачные на вид ножны имеют сложную конструкцию. Наружняя сторона делается из декоративных пород дерева, которые обычно лакировались или инкрустировались. Внутренняя сторона изготавливалась из прочих пород древесины, а отверстие, в которое вставляется клинок, вытачивалось или из особо прочной древесины, или из рога быка.
Некоторые ножны имеют полости для Козука (вспомогательный нож), Когаи (толстая спица) или Вари-баши (палочки для еды). Эти полости располагаются между Хабаки и Куригата - деревянной проушиной, в которую пропускали шелковый или хлопчатобумажный шнур.

2) Гарда (Цуба). Цуба защищает кисть руки. Изготавливалась она из стали, меди, серебра или другого металла. Часто она имела рисунки и узоры на обоих сторонах.
Цуба, предмет особой любви коллекционеров. Существует немало людей, которые собирают только одни цубы. Древние кузнецы достигли верха совершенства в изготовлении и украшении этой сугубо функциональной вещи. Не будем подробно останавливаться на описании и классификации цуба. Скажем только, что чаще всего лицевая сторона имела более пышный декор, нежели тыльная, и нередко на ней ставили клеймо производителя.
Цуба монтируется на основание рукоятки таким образом, чтобы фронтальная сторона была обращена к рукоятке. Для того, чтобы иметь возможность вытаскивать из ножен козука, когаи или вари - баши, в ней делались два соответствующих отверстия. По общему правилу козука всегда располагалась слева.
Перед цубой со стороны клинка монтировалась клинообразная металлическая пластина (хабаки), служащая для предотвращения выпадения меча из ножен при их переворачивании. Для лучшего сцепления хабаки с ножнами поверхность пластины имела слегка шероховатую поверхность.
Между хабаки и цубой и между цубой и рукояткой меча вставлялись округлые металлические пластины (Сеппа).

3) Рукоятка (Тсука). На железное основание рукоятки, являющееся продолжением клинка, надевалась собственно рукоятка. Рукоятка изготавливалась из твердого дерева и обтягивалась кожей акулы или гигантского ската, а сверху оплеталась тесьмой из кожи, шелка или хлопчатобумажной ткани.
Так как деревянная рукоятка состоит из двух половин и испытывает при ударе большую нагрузку, на нее одеваются два металлических кольца элипсовидной формы, в точности повторяющих форму рукоятки и предотвращающих ее от разрушения. Кольцо, одеваемое с противоположного конца рукоятки, называется кашира. И Фучи, и кашира имеют разнообразные и очень красивые узоры и инкрустации. Нередко из золота и серебра. Так же, как и Цуба, они являются предметом страстного увлечения многочисленных коллекционеров.
Некоторые короткие мечи (Танто), выполненные в отделке Дзиндачи - Зукури, имеют рукоятки без оплетки. Подобный вид называется Хари - менуки или Уки - менуки.

4) Орнамент рукоятки (Менуки). Под оплеткой на рукоятке меча по обе стороны имеются две небольшие металлические пластины в виде драконов, цветков, рыб, птиц и т.п. Невозможно полностью перечислить все виды встречающихся орнаментов Менуки. Некоторые коллекции насчитывают несколько тысяч (!) различных орнаментов.

Форма лезвия

Лезвия самурайских мечей имеют различную форму. Правда, это в основном относится к коротким мечам (Танто). Средние (Вакизаши) и большие (Дайто) мечи не имеют таких разнообразий форм, что наглядно видно из приведенной ниже классификации.
1) Шиноги - зукури.
Эта форма лезвия характерна для большинства средних и больших мечей.
2) Канмури - отоши.
3) Унокуби - зукури.
Эта форма преимущественно встречается в коротких мечах, изготовленных в школе Ямато и родственных ей школах в ранний период Камакура.
4) Шобу - зукури.
Лезвия этой формы были преимущественно короткими и характерны для периода Муромачи.
5) Моро - ха.
Эта форма лезвий коротких мечей характерна для середины периода Муромачи. Это обоюдоострые клинки известны под названием кен и являются большой редкостью сегодня. Большинство лезвий типа кен были изготовлены из лезвий корий (Яари).
6) Ката - кири - ба.
Форма характерна для коротких мечей, широко распространенных в ранний периоды Камакура и Момояма.
7) Ката - шиноги.
Эта форма также характерна для коротких мечей, но хорошие лезвия большая редкость.
8) Хира - зукури.
Эта форма лезвий чаще всего встречается среди коротких мечей.
Помимо этого, формы лезвия можно грубо разделить на две большие группы: с разделительной средней линией (Хира - зукури) и без нее (Шиноги - зукури).